Форум » Увлечения борзятников. Forum members hobbys » НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕГО КРАЯ » Ответить

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕГО КРАЯ

larisa kozak: В ДАННОЙ ТЕМЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОКАЗЫВАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ СВОЕГО КРАЯ И МАСТЕРАХ ИХ ИЗГОТОВИВШИХ,ФОРУМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ,ЖИВЕМ В РАЗНЫХ УГОЛКАХ ЗЕМЛИ,Я ДУМАЮ КАЖДОМУ БУДЕТ О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ

Ответов - 329, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

larisa kozak:

larisa kozak: фотография на фоне памятника классику белорусской и польской литературы-Адаму Мицкевичу

larisa kozak: на фото молодые со свидетелями-по -белорусски"маладыя з шаферамi,в слове шаферы ударение на первый слог


larisa kozak: свадебный кортеж

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: гости

larisa kozak: Обложка свадебного фотоальбома PS следующая серия свадебных фотографий в народном стиле будет еще более интересна,покажу гончарное творчество,наших борзятников,а некоторых представлю лично

Дарья Михалёнок: супер!!

Дарья Михалёнок: Что мы знаем о слуцких поясах? Во-первых, слуцкие пояса - это наше все. Во-вторых, в Беларуси их практически нет, национальный художественный музей Беларуси не имеет в своей коллекции ни одного целого слуцкого пояса, лишь фрагменты. И в-третьих, что Богданович ошибся в своем знаменитом стихотворении: ткали пояса только мужчины. Ошибся не только Богданович, но и сами шляхтичи, когда стали носить эти пояса. Оказывается, пояс да и сам шляхетский костюм пришел на наши земли с Востока. Просто с конца XVI века, когда начала существовать Речь Посполитая, аристократы увлеклись своими родословными. И зачастую строили их на мифах. Самой яркой была легенда о том, что шляхта произошла от древних сарматских племен, завоевавших в незапамятные времена белорусские и польские земли. Представители шляхты искренне верили в то, что они потомки тех славных завоевателей. А в представлении тогдашней аристократии истинный сарматский костюм должен быть похож на восточный, который не мыслим без широкого и длинного пояса. Но именно такой вере белорусских аристократов в придуманную ими сказку мы обязаны тем, что сегодня Беларусь знаменита на весь мир именно поясами. Вряд ли еще найдется такой пример, когда в принципе утилитарная вещь, часть одежды, ценится не меньше, а порой и больше, чем живопись, скульптура, иконопись… Станки вывозили контрабандой На земли Речи Посполитой пояса привозили с Востока - Персии, Османской империи, Китая. Турки, вернее турецкие армяне-христиане, стали производить пояса специально под вкусы польской шляхты. Просто на Востоке пояса закручивали в жгут, а в Речи Посполитой их любили складывать по длине и аккуратно выкладывать вокруг талии. Идея производить пояса у себя (чем не импортозамещение?) родилась в начале XVIII века. Так на белорусских землях возникает мануфактура-персиярня в Несвиже. Там слуцкие пояса впервые были изготовлены в 1758 году. Специально для этого в Несвиж из Украины приехал ткач Ян Можарский. Навыки переняли местные умельцы – и вскоре мануфактуры по изготовлению поясов появились в Слуцке. За основу были взяты персидские и иранские образцы, но с добавлением местных мотивов – васильков, других цветочков. Позже князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька свою мануфактуру перенес из Несвижа в Слуцк. Вот, собственно, с этого и начинается история самых знаменитых не только в Беларуси поясов. Правда, чтобы открыть мануфактуру, пришлось нарушить множество законов, ведь вывозить восточные станки, к примеру магелы, из Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Но кого это остановит, если пояс - свидетельство не только богатства, но и благородного происхождения. Бедная шляхта носила сэконд-хэнд Поскольку носить дорогие шелковые пояса имела право только шляхта, не носить пояс шляхтич просто не мог. Пределом мечтаний был, естественно, литой пояс, который ткали из золотых и серебряных нитей- поэтому в разные времена пояса просто жгли, чтобы добыть драгоценный металл.. Но стоил он очень дорого, сохранились сведения, что стоимость его могла равняться стоимость двух породистых коней. Дешевле был полулитой пояс, в нем золотые или серебряные нити добавлялись к шелковым. Простой пояс ткался только из шелковых нитей. Ну, а самые бедные, но гордые шляхтичи могли носить и бэушные пояса, которые привозили с Востока. Они были подлатаны, выстираны и отглажены. Но это были пояса! Некоторые удивляются, как их можно было носить, ведь пояса довольно широкие(и длинные- до 6 метров) – около 30-40 сантиметров– дело в том, что пояс складывался вдвое и имел 4 грани – на 4 случая жизни: свадьба, похороны, торжество и повседневная носка. Магнат переворачивал его в зависимости от случая. КСТАТИ Сколько стоит слуцкий пояс сегодня, точно не скажет ни один эксперт. Кто-то называет сумму в 300 тысяч долларов, а недавно один из польских музеев купил слуцкий пояс всего за три с половиной тысячи долларов - просто его хозяин хотел, чтобы семейная реликвия оказалась именно в этом музее. ФАКТЫ Слуцкие пояса использовали в качестве кошельков. Перед тем как его повязать, пояс складывали по длине вдвое. В такой своеобразный карман и складывали деньги. Пояса выпускала не только слуцкая мануфактура-персиярня. Но даже во Франции в Лионе пояса делали «по типу слуцких» и даже ставили слуцкую метку. Пояс - исключительно мужская забава. Ткали его только мужчины, причем в одиночку с такой работой справиться было нельзя. Самый искусный мастер ткал голову. Носили их тоже только мужчины-аристократы. И даже надевать их помогали тоже только мужчины. Ходило поверье, что если женская рука коснется драгоценных нитей, ткань потускнеет и пояс можно будет сразу выбросить. Но такие «забабоны», скорее всего, объясняются восточной традицией. Самый знаменитый мастер Ян Можарский, работавший у Радзивилла на Слуцкой мануфактуре, стал выпускать 4-лицевые пояса (каждая из лицевых сторон имела два самостоятельных рисунка). Такой пояс можно было носить с четырьмя разными одеждами по разным поводам - торжественной, будничной или скорбной. Пояс состоял из средника, головы (красивого орнаментального рисунка на конце пояса) и бахромы, которую стали пришивать только для польской шляхты, на Востоке пояса шили с голыми концами. После восстания Костюшко был запрещен шляхетский костюм. С этого времени начинается закат мануфактур-персиярен. Война 1812 года нанесла окончательный удар по производству поясов, Доминик Радзивилл выступил на стороне Наполеона, и после победы России его имения были разграблены. Известно, что последние два пояса были изготовлены в 1842 году, для чего понадобилось заново запускать станки. Судьба этих поясов сегодня неизвестна. А КАК СЕЙЧАС Пояса пропали в 1941-м, остались только фрагменты, которые хранятся в национальном художественном музее Беларуси. Целые слуцкие пояса хранятся в российском Государственном историческом музее. За сохранившиеся в России экземпляры белорусские музейщики готовы предложить Евангелие, на котором по преданию венчался Пушкин Сколько слуцких поясов сегодня есть в Беларуси, точно не назовет ни один специалист. Говорят, что около десяти. Целых еще меньше, в основном фрагменты. Наверняка до сих пор хранятся пояса в некоторых костелах, ведь из них с конца XVIII века шили орнаты для священнослужителей. Есть они и в частных коллекциях, но владельцы не афишируют свои ценности. Самая драматичная судьба у пропавшей во время войны из Государственной картинной галереи (нынешний Художественный музей) коллекции слуцких поясов из Несвижского замка. 32 пояса были переданы галерее после того, как замок в 1939 году оказался на советской территории и его ценности были национализированы. До войны в 1940 году пояса успели свозить в Москву на Декаду белорусского искусства. Из столицы коллекция вернулась в Минск, даже составить каталог поясов сотрудники галереи успели. Считается, что пропали пояса в 1941 году, когда Минск был захвачен фашистами. Очевидцы утверждали, что коллекция была вывезена в первые дни войны в Кенигсберг вместе с собранием икон. - Надеемся, что пояса уцелели, - признается заведующая отделом древнебелорусского искусства Художественного музея Елена КАРПЕНКО. - Вполне возможно, что после войны они попали в один из музеев России или Украины. Музейщиками передали 23 фотографии поясов До недавнего времени нынешние сотрудники музея даже не представляли, как выглядели пропавшие пояса - ведь никаких сведений о них не сохранилось. Но несколько лет назад в музей искусствоведом Ольгой Лобачевской были переданы 23 фотографии с изображениями поясов. Оказалось, сделаны они были во время той самой Декады белорусского искусства в Москве и несколько десятилетий хранились в архиве НИИ художественной промышленности. Благодаря находке музей смог начать поиск коллекции поясов через Информационное подразделение имени Николааса Витсена в Санкт-Петербурге, в котором есть Регистр пропавших культурных ценностей. Сейчас в этом регистре - больше 100 тысяч предметов, пропавших в годы Второй мировой воны и послевоенные годы. Вернуть нельзя, обменять можно В Беларуси слуцких поясов меньше, чем в России, Польше, Литве. Надеяться на то, что соседи подарят нам белорусские реликвии, не приходится. Единственный реальный путь - попытаться выменять пояса на ценности, которые могут заинтересовать, к примеру, российских музейщиков. Директор Художественного музея Владимир ПРОКОПЦОВ предположил, что такой ценностью может стать живопись Шишкина, которая есть в нашем музее. Соблазниться россияне могут и тургеневской библиотекой, и Евангелием, на котором венчался Пушкин. Но пока с белорусской стороны никто не сделал таких предложений…

larisa kozak: Даша,спасибочки,уважила

Дарья Михалёнок: ...а как же без примеров..... Фрагмент пояса с бахромой, сделанной из золотых ниток. Турецкие и персидские пояса обходились без этого украшения, — либо роль бахромы выполняли выступающие нити основы. Зато к слуцким поясам всегда пришивали богатую бахрому.

Дарья Михалёнок: Слуцкие пояса типа «китайское облачко».

Дарья Михалёнок: Порой слуцкий пояс вертикально вшивался в одежду священника — орнат. Перед Вами — вшитый пояс с декором типа «расцветающие пни»:

Дарья Михалёнок: Реконструкция шляхетской одежды XVIII века. Костюм кавалера ордена «Белого орла»:

Rassvet: Лариса!Свадьба высший класс! Дарья Михаленок,очень красиво и интересно.

к-б "ПРОСТОР": Rassvet пишет: Дарья Михаленок,очень красиво и интересно. Присоединяюсь! Очень и очень

константинh: Очень красиво и познавательно.Спасибо!

larisa kozak: Даша, тебе в помощь -то,что было в прошлом году у Вас в музее на экспозиции

larisa kozak:



полная версия страницы