Форум » Увлечения борзятников. Forum members hobbys » НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕГО КРАЯ » Ответить

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕГО КРАЯ

larisa kozak: В ДАННОЙ ТЕМЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОКАЗЫВАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ СВОЕГО КРАЯ И МАСТЕРАХ ИХ ИЗГОТОВИВШИХ,ФОРУМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ,ЖИВЕМ В РАЗНЫХ УГОЛКАХ ЗЕМЛИ,Я ДУМАЮ КАЖДОМУ БУДЕТ О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ

Ответов - 329, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

larisa kozak: 2009 год будет знаменателен для республики тем,что Беловежская Пуща отмечает своей 600 летний юбилей. В пуще расположена Резиденция белорусского ДЕДА МОРОЗА,предлагаю Вашему вниманию летний белорусский вариант костюма и обращаю внимание на головной убор,фотографию я сделала 6 июля 2008 года

larisa kozak: Головной убор,белорусского Деда Мороза,проживающего в Беловежской Пуще,в своей Резиденции- выполнен из ржаной соломки мастерами народного творчества Республики Беларусь

larisa kozak: 8 сентября 2007 года Минск отмечал своей 940 летний юбилей,в празднике принимали участие и мы, а недалеко от нас,в районе Троицкого предместья,расположился "Город мастеров",некоторые фотозарисовки с праздника-


larisa kozak:

larisa kozak: "КАБЕТА ЗА КРОСНАМI" ИЛИ "ЖЕНЩИНА ЗА ТКАЦКИМ СТАНКОМ"

larisa kozak: "ПРАЦУЮЦЬ КАВАЛI" ИЛИ " РАБОТАЮТ КУЗНЕЦЫ"

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: СВЕТОМ ИЗДЕЛИЕ МОЖНО"УБИТЬ" И "ОЖИВИТЬ"

larisa kozak:

larisa kozak: "УБИТЫЙ СВЕТОМ"

larisa kozak:

larisa kozak: ИЗДЕЛИЯ ИЗ РЖАНОЙ СОЛОМКИ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ И ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ СИМВОЛОВ БЕЛАРУСИ

larisa kozak: "БЕЛАРУСКIЯ ПICАНКI"

larisa kozak: А ВОТ ТАКОЙ ПОРТРЕТ НА ПАСПОРТ,ВЫПОЛНИЛИ МАСТЕРА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА,РАБОТАЮЩИЕ В ДУДУТКАХ

к-б "ПРОСТОР": Лариса! Очень интересная тема. Но боюсь, что мало кто из нас сможет похвалиться еще народными промыслами. Как-то затихли они у нас в России, хотя умельцев на Руси думаю меньше не стало.

larisa kozak: Я ПОНИМАЮ,ЧТО НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТОЛЬКО ЕЗДИТЬ И ФОТОГРАФИРОВАТЬ ,КАК Я,НО ЕСТЬ ДРУЗЬЯ,ЗНАКОМЫЕ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ФОТОГРАФИИ,У МЕНЯ МАССА СНИМКОВ,Я НЕ ЗНАЮ КУДА И ГДЕ ВСЕ ВЫСТАВЛЯТЬ,ЭТОТ МАТЕРИАЛ У МЕНЯ ЛЕЖАЛ МЕРТВЫМ ГРУЗОМ БОЛЕЕ 2 ЛЕТ,СЪЕМКУ В ДУДУТКАХ ДЕЛАЛА В 2006 ГОДУ-ВОТ ПРИГОДИЛОСЬ,КТО ИЩЕТ,ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ,БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ

Ника Тырданова: Слава Богу, что промыслы еще не уничтожены техническим прогрессом и мы можем видеть такую красоту!

larisa kozak: Вот в таких печах на празднике города гончары производили обжиг изделий и сразу продавали готовые сувениры

larisa kozak: Самый популярный сувенир-копилка,"ПАРСЮК" или "СВИНКА"

larisa kozak: Живопись продавали в" готовом виде"

larisa kozak:

larisa kozak: В теме "ОТПУСК БОРЗЯТНИКА" я рассказывала о нашей поездке в 2006 году по маршруту МИНСК -ПОСТАВЫ,сегодня я покажу более подробно материал для данного раздела Дом народного творчества города ПОСТАВЫ расположен в бывшей мельнице и называется"СТАРЫ МЛЫН" или " СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА"

larisa kozak: Все работы,которые я буду показывать выполнены мастерами народного творчества районного города ПОСТАВЫ ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

larisa kozak:

Никонов Денис: larisa kozak пишет: А ВОТ ТАКОЙ ПОРТРЕТ НА ПАСПОРТ,ВЫПОЛНИЛИ МАСТЕРА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА,РАБОТАЮЩИЕ В ДУДУТКАХ Это же из сказок Роу,как его .... ну всех бабок ежек и кащеев играл ещё...ну этот.. о Милляр,слава инету. А ткатский станок за душу щипнул ,я за таким с бабушкой ткал, и знаю как и что там работает и как основа готовиться и где бёрдо у него И как по педалям ходить.

larisa kozak: Знаменитые белорусские обереги жилища-"ПАУКИ"-издавна выполнялись из ржаной соломки

larisa kozak: Денис,у меня такой станок,а по-белорусски "КРОСНЫ" стоит в деревне от бабушки,большой 2*3 метра,в новом доме ,там много чего осталось,просто часть дома-это жилье предков и мы там разместили все,даже есть "КУБЯЛЫ"-это такие емкости для одежды,с которыми бабушка в начале 20 века выходила замуж,часть дома настоящий музей и никто не возражает и всем места хватает

larisa kozak: Белорусский народный костюм-цвет и сочетание узора характеризуют регион Беларуси,об этом расскажу позже

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Картина выполнена с элементами соломки ,называется"ВЯЧОРКI" или "ВЕЧЕРИНКА"

larisa kozak: Картина с элементами соломки

larisa kozak: Гобелен

larisa kozak: Букет цветов выполнен из ржаной сололомки

larisa kozak: Вышивка крестом

larisa kozak: "БЕЛАРУСКIЯ КРОСНЫ" или "БЕЛОРУССКИЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК",слева на стене висят покрывала ,которые ткут у нас в деревнях ,называются"НIТIКI"-"НИТИКИ"

larisa kozak:

larisa kozak: Букет из ржаной соломки

larisa kozak:

larisa kozak: Ткачество и вышивка

larisa kozak: Сувениры из ржаной соломки

larisa kozak:

larisa kozak:

мира: Супер!!!!!

Никонов Денис: Дааа очень Здорово!!

larisa kozak: СУМОЧКА ВЫПОЛНЕНА ИЗ РЖАНОЙ СОЛОМКИ

Ника Тырданова: Фантастика!

к-б "ПРОСТОР": larisa kozak пишет: Я ПОНИМАЮ,ЧТО НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТОЛЬКО ЕЗДИТЬ И ФОТОГРАФИРОВАТЬ ,КАК Я,НО ЕСТЬ ДРУЗЬЯ,ЗНАКОМЫЕ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ФОТОГРАФИИ, Лариса, я бы очень хотела надеяться на то что у кого-то, что-то есть. Так как даже в рунете не нашла что -либо по России из народного творчества, кроме хорового пения и танцев. Вероятно хохлома, палех, вологодские кружева, Павловские платки и пр. уже считаются промышленным производством.

Rassvet: Народное творчество удмуртов.Коренное население нашего уральского края поддерживает свои ремесла и с удовольствием представляю вам.

Rassvet:

Rassvet:

Rassvet: [url=http://

Rassvet: На празднике цветов.

Rassvet:

Rassvet:

Rassvet:

Rassvet: [url=http://www.radikal.ru][img]

Rassvet: Праздник "Гербер".

Rassvet:

Rassvet: Самое вкусное блюдо удмуртской кухни(на мой вкус)ПЕРЕПЕЧИ.

Аюшка&Аким: Rassvet пишет: Самое вкусное блюдо удмуртской кухни(на мой вкус)ПЕРЕПЕЧИ. а рецепт? раз самое вкусное.... какой ХОРОВОДИЩЕ!!!!! впечатлил

Ника Тырданова: Аюшка&Аким пишет: а рецепт? Гугль найдет всё! Состав: Мука ржаная или пшеничная 30 гр. Яйцо 1/2 шт. Масло топленое 20 гр. Бульон или молоко 30 гр. Мясо 80 гр. Лук репчатый 20 гр. Перец Соль Из крутого пресного теста раскатывают круглые лепешки, диаметром 8-9 см, края лепешек загибают кверху. Изделия подпекают в жарочном шкафу, наполняют начинкой, снова ставят в жарочный шкаф, через 2-3 мин смазывают топленым маслом и выпекают до готовности. Начинку готовят так: обжаренный слегка остывший мясной фарш из баранины или свинины с добавлением лука, соли, перца разводят омлетной массой, приготовленной из взбитого яйца с бульоном или молоком. Подают горячими. Вот еще: http://forum.say7.info/topic6528.html Вот варианты начинок: тесто: 300 г сметаны 20 % жирности, 2 яйца, 1 ч.л. соли, 550-600 г муки 1 начинка: 300 г грибов любых, 1 луковица, соль по-вкусу 2 начинка: 400 г белокочанной капусты, соль по-вкусу 3 начинка: 5 варёных яиц, 20 г зелёного лука, соль по-вкусу растительное масло 6 яиц для заливки формочки с низкими бортиками

Никонов Денис: Татьяна,какая ты молодец что выложила эти фотографии

larisa kozak: ТАНЯ,КРАСОТА ,ВОТ И НАЧНЕМ ПОТИХОНЕЧКУ ЗНАКОМИТЬ ВСЕХ С КРАСОТОЙ СВОЕГО КРАЯ

Rassvet: Лариса Козак!С удовольствием.

larisa kozak: В Минске,в центре города,рядом с Дворцом Республики находится "Минский Вернисаж"-выставка -продажа свободных художников и мастеров народного творчества,вчера в16.00 по Минскому времени я поехала на "Вернисаж" и запечатлела некоторые вещи

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Геральдика городов Беларуси

larisa kozak: Картины из керамики

larisa kozak:

larisa kozak: Автор фотографий и работ "Пасхальные пiсанкi" моя сослуживец Иннесса Кохановская

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: В сентябре 2008 года в городе Борисове Минской области проходили Дни белорусской письменности,предсталяю Вашему вниманию шляхетские костюмы участников мероприятия

larisa kozak: А теперь некоторые фотозарисовки с праздника

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: А ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ИСТИННО СЛАВЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ,Я НЕ ПИШУ "РУССКОГО" ,ЧТОБЫ НЕ ОБИДЕТЬ ДРУГИЕ СЛАВЯНСКИЕ НАРОДНОСТИ,ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ЗНАЕТ ЧТО ЭТО -ПИШУ" С А М О Г О Н Н Ы Й " аппарат

larisa kozak: фОТОГРАФИЯ СДЕЛАНА В МЕСТЕЧКЕ МИР,ГДЕ НАХОДИТСЯ МИРСКИЙ ЗАМОК РАДЗИВИЛЛ "ТОРГОВЛЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА"

к-б "ПРОСТОР": Лариса спасибо за интересную экскурсию по народным промыслам Белоруссии. А я вот узнала, что в Москве есть вот такая интересная школа, и совсем недалеко от того района, где мы живем. Очень приятно было узнать, что детям прививаются не только навыки народных ремесел, но самое главное любовь и понимание к родной культуре.click here

larisa kozak: Прекрасно,стали искать-оказывается прекрасное рядом

larisa kozak: Выставляю работы Иннессы Кохановской(продолжение)"ПАСХАЛЬНЫЕ ПIСАНКI

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

Rassvet: У нас узор на пасхальных яйцах совсем другой.При возможности сделаю фото.Композиции нарядные словно скоро пасха!

larisa kozak: Ежегодно в Витебске проводится фестиваль"Славянский базар"мне больше всего там нравится город- мастеров-концерты конечно -это первичное и ради них мы туда и ездим-но город-мастеров шик

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Цветочная скульптура "Скрипачка"

larisa kozak:

larisa kozak:

к-б "ПРОСТОР": Rassvet пишет: У нас узор на пасхальных яйцах совсем другой.При возможности сделаю фото.Композиции нарядные словно скоро пасха! Да, у нас расписывают по другому. А чугуночки просто чудо.

larisa kozak: СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

larisa kozak: СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

larisa kozak: СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

larisa kozak: СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

larisa kozak: СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

larisa kozak: СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

larisa kozak: "Репортажи из Минска" ИННА ЭСТРИНА начала с,, фотографий сделанных мной и Анатолием Клещуком на фестивале среневековой культуры "Лошицкий фэст",а теперь я предлагаю Вашему вниманию фотографии Олега Бабинца,мы дальше всего носа фотографировать не могли,потому что были в костюмах и с собаками,притом все брали всех своих питомцев,участвовали целыми питомниками,поэтому посмотрите что было "дальше нашего носа" и как проходит в городе этот фестиваль

larisa kozak: Основные участники-это молодежь с исторических клубов города,костюмы шьются своими руками и за сови средства

larisa kozak: надо видеть этих молодых людей,несущих на своих плечах тяжелые костюмы-доспехи рыцарей

larisa kozak: представители рыцарских клубов города МИНСКА

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: ПОДГОТОВКА К РИСТАЛИЩАМ

larisa kozak: КОНТАКТНЫЕ БОИ ВЫЗЫВАЮТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ,ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВСЕГДА ВЕДЕТ ПРЯМУЮ ТРАНСЛЯЦИЮ

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: БОИ ПРОХОДЯТ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ УСАДЬБЫ-В ПОЙМЕ РЕКИ ЛОША И СВИСЛОЧЬ,А В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ УСАДЬБЫ ИДУТ КОНЦЕРТЫ И ГОРОД-МАСТЕРОВ

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Я ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКИВАЮ,ЧТО ВСЕ КОСТЮМЫ СДЕЛАНЫ РУКАМИ УЧАСТНИКОВ И ВСЕ УЧАСТВУЮТ НА голом энтузиазме,нам никто не за что не платит

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: БЕЛОРУССКИЕ ДОМОВИЧКИ

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Вверхней части ЛОШИЦКОЙ УСАДЬБЫ танцевала и водила хороводы молодеж

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: В нижней части парка проходили показательные выступления исторических и рыцарских клубов города

larisa kozak: Можно было попробовать проиграть на старинных инстументах

larisa kozak: В нижней части парка можно пострелять из лука или арболета

larisa kozak:

larisa kozak: Меняются музыканты,но остается музыка средневековья

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Жизнь в нижней части парка и верхней-это два разных периода одной эпохи средневековья

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: В заключении повествования о праздновании 15 летия союза мастеров и рыцарских клубов города Минска хочу напомнить Вам некоторые фотографии,сделанные во время празднования нами,то есть то, что мы видели около своего носа-борзые питомника "Цнянская охота"

larisa kozak: Рыцарь АЛЕКСАНДР УСТИНОВИЧ -владелец борзых ЛОШИЦКИЙ МАРАФЕТ И ЗАБАВА

larisa kozak: ВАВИЛОН с участницей фестиваля "Лошицкий фэст"

larisa kozak: Участники фестиваля с борзыми питомника "Цнянская охота"

larisa kozak: Участники фэста с ЛОШИЦКИМ МАРАФЕТОМ

larisa kozak: В костюме "летучего голландца",сделанного своими руками к выезду готовится АЛЕКСАНДР УСТИНОВИЧ -владелец ЛОШИЦКОГО МАРАФЕТА И ЗАБАВЫ

larisa kozak: Я ,ЛОШИЦКИЙ МАРАФЕТ И АЛЕКСАНДР УСТИНОВИЧ-подготовка к выезду с борзой

larisa kozak: Участница всех выставок мастеров народного творчества Республики Беларусь Елена Дудко- в этот день демонстрировала свое творчество

larisa kozak: А вот так она выглядела в конце дня

larisa kozak: Вечером,после окончания гуляний ,сделали фото на память об участии в мероприятии- мы в шляхетских светских костюмах 16 века

larisa kozak:

к-б "ПРОСТОР": Лариса. Вот теперь когда соберемся на выставку в Минск, то к машинке прицеп прицепим. Столько всего захотелось купить

kupidonas: Mozno i japodelius cut cut Riadom s nami ziviot kuznec. Molodoi paren s ogromnim talantom. Vistavliajujego raboty: Lampa Mech Fotoaparat http://povilenskas.blogspot.com/

kupidonas: Prodolzaju. Ja rabotaju buhgalterom na predprijatii po izgotovleniju jantarnih kartin. Eo toze litovskoje narodnoje tvorchestvo (tolko v nashem slucaje uze massovoje proizvodstvo, no vsio delajetsa v ruchnuju) bolshe tut: www.amberpictures.eu Seicas ja ugovarivaju nclnika sdelat jantarnuju kartinu c borzimi (licno mne) Jesli ugovoriu-vistavliu zdes.

Rassvet: Саша!Я в очередь к кузнецу на лампу.

larisa kozak: Cаша,большое спасибо за поддержку,меня всегда поражали работы из янтаря и картины в частности,тепло камня,его красота и оттенки,но самое главное очень кропотливый труд,Ваш сосед на самом деле очень талантливый и трудолюбивый человек

kupidonas: Rassvet пишет: Саша!Я в очередь к кузнецу на лампу Da radi boga. jego koordinati u nego na saite:http://povilenskas.blogspot.com/ Mozete jemu napisat.

kupidonas: larisa kozak пишет: Cаша,большое спасибо за поддержку,меня всегда поражали работы из янтаря и картины в частности,тепло камня,его красота и оттенки,но самое главное очень кропотливый труд Spasibo za otzivi. Larisa, eti kartin mnogim nraviatsa, ih plius, cto oni ocen kacestvenno sdelani i jantar cerez pol goda ne osipajetsa. Pol goda nazad ja ocen smejalas. Vislali mi predlozenije po kartinam v Italiju. Italjancem ocen ponravilos, no oni zkazali svoi motiv. Ugodaite kakoi. Oni poprosili kartinu iz jantaria s vidom Rimskogo kolizeja v russkom pole sredi berioz!!!My sdelali ih zakaz, smotrelos interesno, no smejalis dolgo. Poprobuju u nacalnika viprosit foto etih kartin.

Первоборзой: kupidonas Очень красивые работы. Спасибо, что не поленились разместить.

Никонов Денис: Картины очень интересные и материал главное редкий.Как и на что вы его крепите ,какую живописную подкладку используете?

к-б "ПРОСТОР": kupidonas Александра! Какая красота. Вот была бы олигархом сделала бы себе янтарную комнату Янтарь очень живой камень с положительной энергией, а главное что в комнате той, даже в самый пасмурный день жило бы солнышко.

kupidonas: stoimost kartini (primer 29x49 cm) 30 eur.

к-б "ПРОСТОР": kupidonas пишет: stoimost kartini (primer 29x49 cm) 30 eur. Тогда мы 1 в очереди на две.

Дарья Михалёнок: Продолжая тему начитую Ларисой Козак, предоставляю информацию об истоках народного творчества... Порой мы не замечаем, что наша жизнь основывается на духовных ценностях, созданных еще в дохристианское время. Наши предки создали богатую мифологию, отражающую их мировоззрение, прославляющую дело их рук, окружающую природу. Славяне поклонялись языческим богам, отожествляя их с конкретными символами-оберегами. Каждый символ имеет своё значение, свой смысл: это зашифрованный рассказ о жизни народа и его труде, о счастье и невзгодах, о мечтах и надеждах. Узоры-обереги использовались в различных ремёслах: ткачестве, вышивке, вязании, плетении поясов и даже в плотницком деле в виде оберегов жилища: деревянные розетки, коньки и т.д.

Дарья Михалёнок: Народное художественное ткачество - один из наиболее популярных и распространённых видов народного творчества. Всё, что зашифровано в народном ткачестве, не перечислить, но каждый узор - это символ, который несёт в себе добро, красоту, любовь, гордость за человека и его труд, каждый узор имеет своё назначение и своё название.

Дарья Михалёнок: Урожаю посвящено целое «семейство» узоров: Ярило (бог урожайности и жизненных сил природы), Жыцень, Жытняя баба (сноп сжатой ржи), Спарыш (означает сдвоенный, спорный), Богач (дожинковый сноп), Рай (один из славянских богов урожая), Хлеб, Зерно, Мать-Кормилица. Такое обилие образов не удивляет, ведь в народной мудрости уважение к зерну, к земле было всегда, хлеб считался дороже золота и серебра, недаром даже символ Рая состоит из четырёх колосьев.

Дарья Михалёнок: Особой любовью в белорусском орнаменте пользуется образ Матери. Наши предки прославляли женщину-мать, украшая многие свои изделия её стилизованными символами. Изображали этот образ в виде женской фигуры, в виде звезды или схематичного дерева- Дерева жизни как символа продолжения рода. Нередко образ сопровождался символами Солнца, Звезды, Луны, Огня, Ветра- чтобы подчеркнуть равнозначность образов.

Дарья Михалёнок: Любовь к Родине связывалась с любовью к чему-то конкретному: лесу, полю, реке. Мотивы Реки, Родника часто звучат в песнях, легендах, сказках, встречаются и в ткачестве. Мотив реки выглядит как рябь на воде или волны от свежего ветра. Святым местом были родниковые источники, вода эта считалась целебной. Мотив Родника (Крыницы) до сих пор весьма распространён и широко используется. Узор словно сложен из кругов, которые образуются, когда в воду бросишь камешек. Наши предки не только трудились, но умели и любили праздновать. Союз труда и красоты можно считать тем основным законом, по которому они жили. Годовые циклы включали много праздников, они нашли отражение в народном творчестве. Вот основные из них:

Дарья Михалёнок: Великдень- праздник весеннего равноденствия, с его приходом радовались наступлению долгожданной весны, «великих дней» весенних работ; в песнях, обрядах, узорах высказывали надежды на хороший урожай, счастливую долю в семье. Купалле- праздник вершины лета, расцвета природы. В купальскую ночь господствовали жизнерадостность, веселье с гаданием, вениками, плясками, песнями, музыкой у костра. На рушниках ткачих можно увидеть всю атрибутику Купалля- и купальскую траву в виде веточки с тремя цветками, и купальский огонь в виде побегов растений с цветами на концах и со звёздой в центре.

к-б "ПРОСТОР": Дарья Михалёнок Ой, как интересно! Ведь в основном мы смотрим на народные промыслы, как на искусство в чем-то примитивное, но самобытное и от этого очень запоминающиеся и уютное, теплое. А в этом искусстве оказывается столько мудрости!

Дарья Михалёнок: Каляды- праздник в честь языческой богини зимы припадал на время зимнего солнцестояния, когда солнце поворачивало на еще далёкую, но неизбежную весну. В этот день устраивали весёлое катание на санях, колядовали- ходили из хаты в хату с калядной звездой, козой, петухом, пели калядные песни, кукольный театр «батлей» показывал представления на библейские сюжеты. И всё это сопровождалось богатыми угощениями- результат усердного труда крестьянина-хлебороба. Образ Каляд в народном творчестве выражается в образе женской фигуры или разных розеток, символизирующих достаток и добробыт.

Дарья Михалёнок: Масленица- проводы зимы, которые устраивали на заснеженной деревенской улице. Из снега лепили фигуру Зимы, пели, плясали вокруг неё. Натешившись, забрасывали фигуру снежками, топтали её. Так выражалась идея похорон зимы, чтобы она больше не вернулась. Затем наступал этап встречи весны. Наряжали Масленицу в тёплый платок, валенки, давали в руки блин- старинный символ солнца. Масленица возглавляла весёлое, шумное шествие по улицам, которое приветствовало скорый приход весны; а традиционное завершение праздника- блины, такие же круглые и горячие, как и солнце, что несло весну. На вышитых и тканых изделиях Масленицу можно узнать в стилизованной женской фигуре с поднятыми руками: в одной- символ солнца, в другой- масленичный блин.

Дарья Михалёнок: Никак не обойтись в народном ткачестве и без образа Вяселля (Свадьбы)- красивого, многопланового действия, которое складывалось из нескольких этапов, включая самые разнообразные обряды, песни, шутки, пожелания. Обязательными атрибутами свадебной обрядности были вышитые рушники, в соответствии с «Этапом» свадьбы: дух сватовства, для благословления, для подарков гостям и т.д.

Дарья Михалёнок: С принятием христианства официальная религия всеми силами боролась с язычеством. Уничтожались скульптуры языческих богов, из народной памяти искоренялись старинные обычаи и обряды. Но, убедившись в бессмертии язычества, церковь проявила дальновидность: соединила язычество с христианством. К языческому празднику встречи весны (Великдень) было приручено Воскресение Христа- Пасха. Каляды соединились с Рождеством Христовым. С того времени в народном сознании эти праздники представляются как единое целое, в этот день принято славить воскресшего Христа и обращаться к нему с вечными крестьянскими заботами. Сёмуха слилась с Троицей, Ярило стал Юрием или Георгием Победоносцем. Перун, очищающий землю от нечестии громом и молнией, стал пророком Ильёй. В символы вплетается знак Креста, окрещивая их тем самым, делая уже не языческим, а христианскими символами- молитвами. В таком органичном соединении они и дошли до нашего времени.

Дарья Михалёнок: Многие мастерицы уверены, что тканые изделия и узоры на них вылечивают людей и оберегают от опасностей и невзгод. Известны случаи, когда в послевоенный голод, послушав совет старушки, собирались мастерицы всей деревни и за один день вышивали рушник, в декоре которого в образной форме зашифровано обращение к Богу с просьбою защитить от голода, холода, болезни и беды. Каждая из мастериц обращалась со своей просьбой, но в целом получалась продуманная композиция, настоящая поэма о надеждах народа. Подобные рушники набожники повязывали на сельские кресты или иконы, узоры на них можно прочитать как мудрую книгу.

Дарья Михалёнок: Неизбежно символы-обереги нашли отражение и в одежде, ведь её, как и многое другое, изготавливали своими руками. Народный белорусский костюм выделяется своей самобытностью, простатой линий, лаконичностью кроя, а узоры придают ему неповторимое разнообразие. Давайте активнее находить отражение в нашем быту и одежде тех добрых идей, обычаев и обрядов, которые вырабатывали наши далёкие предки и оставили в наследство следующим поколениям.

Дарья Михалёнок: Мы с Ларисой Козак приготовили небольшой сюрприз ... -- представляем Вам мастера народного творчества Республики Беларусь, участницу форума, Елену Дудко (Дубрава), которая представит свои работы (вышивка) и расскажет о специфике этого вида искусства.

Злата Володина: Дарья Михалёнок все оч.интересно!Только почему-то изображения не увеличиваются. Дарья Михалёнок пишет: Мы с Ларисой Козак приготовили небольшой сюрприз ... -- представляем Вам мастера народного творчества Республики Беларусь, участницу форума, Елену Дудко (Дубрава), которая представит свои работы (вышивка) и расскажет о специфике этого вида искусства. С нетерпением ждем!

larisa kozak: Даша,молодец,благославляю,как выставить правильно фотографии .объясню

Дубрава: С большим интересом прочитала этот рассказ о народном творчестве.Спасибо Дарье!Дарья - еще и очень красивая девушка! В профессиональную вышивку прищла 4 года назад.Мои знакомые вышивальщицы просто заставили пойти на курсы вышивки.Когда пришла, поняла - мало умею, мало знаю.Через два года приняли в Союз мастеров народного творчества РБ.Сразу меня привлекла вышивка рушников, да и сами рушники, как обрядовое, культовое рукоделие. Представлю вам рушник вышитый техникой "набор".

Дарья Михалёнок: сколько времени уходит на вышивание такой красоты?

Rassvet: Здорово!Очень впечатляющая работа.Графика

к-б "ПРОСТОР": Сколько интересного узнала за один вечер! Спасибо Дарья. У нас в семье так же храниться рушник, уже не одно поколение. Уже не помню от кого он, от бабушки или пробабушки, но знаю его с детства.

Дарья Михалёнок:

Никонов Денис: Очень красивые рушники, сам не вышивал,но сразу вспомнилось как в детстве вместе с бабушкой ткали такие. Прекрасная Работа Большое спасибо за солнечные впечатления и воспоминания

Мила Пантелеева: Дарья Михалёнок , спасибо, очень интересно. А можно ли поподробнее о значении узоров? Т.е. какой узор что означает, и как их разрешено сочетать.

Дарья Михалёнок: Мила Пантелеева этот вопрос скорее для Дубравы а я могу предоставить материал о языческой символике, и её значении

константинh: Дарья Михалёнок Поставьте пожалуйста. Очень интересная тема.

Дубрава: Сколько времени ушло на вышивку этого рушника? Если все-таки не забрасывать домашние дела, то вышила его за три месяца. Получаю огромное удовлетворение душевное от работы. Когда все рассчитаешь, продумаешь, то приступать к работе - это праздник. Каждую свободную минутку - за иголку...

Элла Ященко: Ох, какие чудеса вышивания творит Нина Ивановна Тихоновааа....... словами не передать. Меня давно уже ничего не удивляет, а тут такооеееее.... Танюшка, пожайлуста, сфоткай и покажи эти творения маминых золотых ручек.

larisa kozak: к-б "ПРОСТОР" пишет: У нас в семье так же храниться рушник, уже не одно поколение. Уже не помню от кого он, от бабушки или пробабушки, но знаю его с детства.Элла Ященко пишет: Ох, какие чудеса вышивания творит Нина Ивановна Тихоновааа....... словами не передать. Меня давно уже ничего не удивляет, а тут такооеееее.... так что же молчали,ничего не показывали,мы все ждали,когда кто-нибудь начнет рассказывать еще и показывать-так что ,милые мои форумчанки,давайте трясите свои сундуки и показывайте нам рукоделия ,у нас много приготовлено интересного для Вас материала,но почему должна быть" игра в одни ворота"

Мила Пантелеева: Дубрава , Лена, напиши, пожалуйста ответ на мой вопрос: Мила Пантелеева пишет: можно ли поподробнее о значении узоров? Т.е. какой узор что означает, и как их разрешено сочетать. Может быть я ошибаюсь, но эти орнаменты очень похожи на рунические.

Дубрава: Да, конечно, вопрос прочитала... Сходу ответить не взялась, очень обширный ответ получается. Конечно значения символов есть, и рушник просто так не вышивается, из понравившихся мотивов. Тот, который на фото - это реконструкция старинного белорусского рушника.Размер его - 0,40 х 2,50.Моя педагог по вышивке, Галина Ремовна Рудницкая, мастер народного творчества РБ, накопила колосальный материал по народной вышивке.Мой рушник вышит по ее схеме. Есть рушник, который я составила сама, его одобрили, выставлялся на выставке "Калядные узоры" в Минске. Значения символов отцифрую, выставлю.

Дубрава:

Дубрава: к-б "ПРОСТОР" пишет: У нас в семье так же храниться рушник, уже не одно поколение. Уже не помню от кого он, от бабушки или пробабушки, но знаю его с детства Если воэможно, то сфотографируйте и покажите, очень интересно. Старинные рушники - это богатство семьи. Прошлой весной была в Киеве.Там есть музей им.Гончара, в нем хранятся более двух тысяч старинных рушников, есть даже 17 века. Мне посчастливилось попасть в хранилище и увидеть это богатство своими глазами!Теперь мечтаю попасть туда опять.

Дарья Михалёнок: А теперь, как и обещала, расскажу о языческой символике и оберегах Язычество находит выражение в вещественном мире. Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.

Дарья Михалёнок: Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии).

Дарья Михалёнок: Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Дарья Михалёнок: Языческие символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, как уже говорилось выше, сам по себе символизировал солнце), под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон. На фасаде дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда славяне изображают знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного. Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом. Изображения оберегающих мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) или Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными руками, словно обращаются к матери-сырой земле, дающей урожай).

Дарья Михалёнок: Славяне старались защитить дом не только снаружи, но и изнутри, поэтому обереги располагали на матице (здесь помещали только коловрат – знак рода), над дверьми (самый распространенный оберег – подкова), на печи, на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку.

Дарья Михалёнок: Особую магию и особый смысл у славян имеют обрядовые полотенца. Узоры на них представляют не что иное, как славянский календарь, который образно отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви; хлеб - земля, милость; полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства. Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке; с тем же смыслом во время родов бабка принимала младенца на новое полотенце. Полотенца-обыденники ткали и расшивали несложным оберёжным орнаментом против мора, для испрашивания дождя и т.п., причем, чтобы полотенце имело чудодейственную силу, с работой ткачиха должна была справиться за один световой день. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Последний знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым. Погребальные полотенца и полотенца-обыденники после совершения обряда отдавали в храм, на поминовение души.

Дарья Михалёнок: В одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, пояса. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (прялки, ткацкий стан). Наиболее тесно с жизнью человека связывают славяне пояс и воротник. Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает тело, поэтому он обязательно оберегается узором. Охранных знаков здесь было такое множество, что со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть одежды – «ожерелье». Пояс, опоясывая человека, проходит через пуповину – центр человеческого существа, его жизненное начало, поэтому он также должен быть покрыт обильной обережной вышивкой. Наиболее частым оберёговым узором на одежде являются ромбы с крючками – символами жизни. Кроме ромбов, значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь, имели круги и свастики с «усиками», направленными по ходу солнца. В рукав обязательно вшивалась кумачовая ластовица, так как красный цвет, по поверью, отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина.

Дарья Михалёнок: Кроме вышитых и вырезанных узоров, славяне использовали и заклинательные привески-амулеты. В отдельных погребениях археологи находят целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках на общей основе. Так, в составе одного из них имеются две ложки, птица, челюсть хищника и ключ. Ложка - символ сытости, благосостояния и довольства, ключ - символ богатства и сохранности. Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства. С древнейших времен славяне верили, что со звериными амулетами к ним переходят самые лучшие качества убитого животного. Привески в виде птиц и животных связаны были с их животными свойствами. Уточка, например, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Иногда в составе наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном отгоняли злых духов; костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Очень часто при раскопках обнаруживают зооморфные привески – так называемые «коньки». Конь - символ добра и счастья; его связь с культом солнца подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в виде других животных распространены мало.

Дарья Михалёнок: Особо нужно остановиться на ювелирных украшениях славян, которые также имели сакральное значение. Мужских оберегов сравнительно немного. Это, как правило, миниатюрное изображение оружия - ножи, мечи, топоры; маленькие коньки, которые являлись оберегом в пути и служили символом бога Перуна. Также мужчины носили когти и клыки диких зверей, добытых на охоте. Считалось, что так охотнику передаётся сила убитого зверя, которая помогает в охоте, защищает в лесу. Наибольшая защита требовалась женщине – продолжательнице рода. Обязательным оберегом у женщин являлись подвески, которые крепились на цепочках и носились на поясе, как ожерелье или у плеча. Часто они были сделаны в виде коня или утко-коня, к ним также крепились бубенчики или утиные лапки – символ Рода как создателя земли. Еще одним обязательным элементом подвесок был семилучевой гребешок, который означал здоровье и должен был оберегать женщину от болезней и дурного глаза. Третий элемент подвески – ложечка символизирует сытость, достаток в доме; четвёртый – ключ означает богатство. Также в подвесках встречаются маленькие ножи, серьги – символ урожая; изображение Чура – охранителя домашнего очага. Встречается на подвесках и пестик от ступы – символ мужского начала, плодовитость. Подвески – бляшки имели самый разнообразный характер, и могли носиться как женщинами, так и мужчинами в качестве нательного оберега. Как правило, бляшки имели солярную, земную и зооморфную символику: солнечный крест, означающий выбор человеком жизненного пути, восьмиконечный крест – символ Рода, ромбики – знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики – всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Женские подвески изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла. Одним из главных женских украшений является головной убор – венчик у девушек, кика или кокошник у замужних женщин. Венок – круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли. Кика символизировала собой рог тура или матери-оленихи, она должна была придавать женщине силу. Головной убор отделывался бисером, украшался нитями жемчуга – ряснами – и височными кольцами - колтами. Височные кольца напоминают гребешок петуха, или восходящее солнце. Поверхность их покрывается знаками, похожими на руны, а также знаками Мокоши. Ожерелья состояли из отдельных подвесок и лунниц. Лунница - исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. Составными частями женского ожерелья являлись также бусины из стекла, кости, камни и бляшки-подвески. Иногда в качестве подвесок использовались монетки. На шее женщины иногда могло быть несколько ожерелий, состоящих из лунниц, бляшек и бусин. Количество украшений показывало статус женщины и, разумеется, имело оберегающий характер. Браслеты носились и мужчинами, и женщинами, они скрепляли рукава одежды и тем самым не только делали ее удобной в носке, но и оберегали от проникновения нечистой силы. Браслеты были стеклянные, костяные, из кручёной проволоки, из полосок металла, створчатые. На браслетах изображались символы земли и солнца. Женские створчатые браслеты скрепляли на запястьях рукавов ритуальных русальных рубах; во время праздничных хороводов эти рукава распускались для ритуального танца. Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий говорит о том, что славяне даже после принятия христианства долго сохраняли многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека. Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях

Элла Ященко: Даша, очень интересно. Спасибо за полезный матерьял.

Дарья Михалёнок: рада, что вам он понравился!

larisa kozak: Дарья,молодец ,я верю в тебя

сары тау: Дарья Михалёнок пишет: рада, что вам он понравился! Очень понравилось!!!

к-б "ПРОСТОР": Даша! Как интересно, сколько всего узнала о традиции вышивки. Вот как, найду домашний рушник в закромах, попробую теперь разгадать его орнамент, может что-то и пойму

Дубрава: Даша, большое спасибо, очень интересно! И материал - эксклюзивный...

Дарья Михалёнок: спасибо!!)) материал по рушникам в процессе обработки, скоро порадую им и примерами рушников

Мила Пантелеева: Дарья Михалёнок ? Спасибо! Очень интересно!

Дарья Михалёнок: Рушник- вещь глубоко символическая. Вышитая, узорчато вытканная ткань способна вызвать у нас много чувств и ассоциаций. Созданный по законам искусства, рушник украшает повседневность и одновременно является символическим напоминанием о невидимых связях, что связывают отдельного человека с Богом, его родом, предками. Своим присутствием в домашнем «красном углу» или в церкви, на придорожном или надгробном кресте рушник отмечает тот простор, в какой человек через слова и молитвы способен подняться к постижениям сложных связей со Вселенной. Рушник показывает историю народа, его дух, творческие устремления и художественное миропонимание. Осмысление рушника как приобретения национальной культуры, припадает в Беларуси на 1970-1980ые годы. Начало основательного этнографического и искусствоведческого изучения белорусского рушника связано с именем Михася Раманюка. Им впервые были выделены наиболее выразительные варианты традиционных рушников и подготовлена шеренга статей о них. В белорусском языке есть несколько слов для обозначения рушника, которые имеют разные функции. Кусок ткани без декора или с тонкими полосами по краям, которые делают для бытовых нужд, называют «уціральнікам». Рушники, богато отделанные вышивкой, кружевами на Беларуси носят название "набожнік", а в некоторых обителях их еще называют "багавік", "накутнік", "платок", или "набажны платок". Все названия указывают на предназначение такой ткани Богу, связанность ее с божницей в красном углу дома («красным кутом»). В архаичных орнаментальных первых белорусских рушниках господствует условно-символический язык геометрического орнамента, который прочно связывается с миропониманием земледельческих культур, с аграрной символикой, лечащей магией. В отличии от соседних этносов- русских и украинцев, белорусам не свойственна сюжетно-изобразительная композиция, и только изредка на традиционных рушниках встречаются растительные узоры и образы дерева жизни. В Беларуси геометрический орнамент на рушниках и в одежде отмечается в тех районах, где земледелие с давних пор было главным занятием человека (Приднепровье, Восточное Полесье). В западном Полесье, от Столина до Пинска и Иванова, где рыболовство, охота и разведение скота были главными занятиями крестьян, на традиционных тканях были первоузоры, первоорнаменты- ритмичные повторы простых красных полос. Ромб- первый в истории человеческой мысли символ жизненности, благополучия и, пожалуй, первый символический образ, знак, идеограмма жизни и добра.

larisa kozak: Почему мало фотографий рушников

Дарья Михалёнок: технические неполадки, Ларис Александровна

Дарья Михалёнок: Клёцко-ляховический рушник, 1930-ые гг. Автор Бокша А.Я. Ширина 30-39см, длина 260-290см.

Никонов Денис: Очень интересно и познавательно.Спасибо большое И главное наглядно и КРАСИВО

Дарья Михалёнок: это ещё далеко не всё!

Дарья Михалёнок: Мотальский рушник, начало 20 столетия. Автор Михович З.И. Ширина 28см, длина 29см.

Дарья Михалёнок: Драгиченский рушник, 1940-ые гг. Автор Быцько П.И. Ширина 40-42, длина 280-290см.

Элла Ященко:

Дарья Михалёнок: Гомельский рушник, начало 20 столетия. Автор Федорцова А.М. Ширина 28- 39см, длина 240- 290см.

Дарья Михалёнок: Копыльские рушники, 1930 гг. Автор Дудак В.И. Ширина 20-25см, длина 220-260см.

Дарья Михалёнок: Гродненские белые рушники, 1930-ые гг. Автор Гемза Н.В. Ширина 33-41, длина 180-230см.

Дарья Михалёнок: спасибо за добрые отзывы, буду стараться вас радовать "свежими" темами

larisa kozak: Даша,материал очень интересный,если будет возможность познакомь форумчан со знаменитыми слуцкими поясами,их историей,потому что это связано с князьями Радзивилл и той славой,которую они в свое время принесли городу Слуцку

larisa kozak: А сейчас я покажу Вам серию свадебных фотографий в национальных традициях шляхты,ведь нынешняя территория республики являлась центром Великого Княжества Литовского и дух шляхты в Беларуси чувствуется по сей день.Идея принадлежит невесте Елизавете Сасимович Жених и невеста католического вероисповедания,поэтому венчание проходило в одном из костелов Минска

larisa kozak: внутренний интерьер костела

larisa kozak: Венчание

larisa kozak:

larisa kozak: Выход молодых из костела после венчания

larisa kozak: Вся свадьба была выдержана в традициях и обрядах шляхты 17 века

larisa kozak: движение свадебной процессии по улице Интернациональной,отсутствовали лимузины,но молодые верхом на лошадях в сопровождении ансамбля народной музыки времен ВКЛ "Старый Ольса ",все в костюмах эпохи,зрелище было шикарнейшее

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: фотография на фоне памятника классику белорусской и польской литературы-Адаму Мицкевичу

larisa kozak: на фото молодые со свидетелями-по -белорусски"маладыя з шаферамi,в слове шаферы ударение на первый слог

larisa kozak: свадебный кортеж

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: гости

larisa kozak: Обложка свадебного фотоальбома PS следующая серия свадебных фотографий в народном стиле будет еще более интересна,покажу гончарное творчество,наших борзятников,а некоторых представлю лично

Дарья Михалёнок: супер!!

Дарья Михалёнок: Что мы знаем о слуцких поясах? Во-первых, слуцкие пояса - это наше все. Во-вторых, в Беларуси их практически нет, национальный художественный музей Беларуси не имеет в своей коллекции ни одного целого слуцкого пояса, лишь фрагменты. И в-третьих, что Богданович ошибся в своем знаменитом стихотворении: ткали пояса только мужчины. Ошибся не только Богданович, но и сами шляхтичи, когда стали носить эти пояса. Оказывается, пояс да и сам шляхетский костюм пришел на наши земли с Востока. Просто с конца XVI века, когда начала существовать Речь Посполитая, аристократы увлеклись своими родословными. И зачастую строили их на мифах. Самой яркой была легенда о том, что шляхта произошла от древних сарматских племен, завоевавших в незапамятные времена белорусские и польские земли. Представители шляхты искренне верили в то, что они потомки тех славных завоевателей. А в представлении тогдашней аристократии истинный сарматский костюм должен быть похож на восточный, который не мыслим без широкого и длинного пояса. Но именно такой вере белорусских аристократов в придуманную ими сказку мы обязаны тем, что сегодня Беларусь знаменита на весь мир именно поясами. Вряд ли еще найдется такой пример, когда в принципе утилитарная вещь, часть одежды, ценится не меньше, а порой и больше, чем живопись, скульптура, иконопись… Станки вывозили контрабандой На земли Речи Посполитой пояса привозили с Востока - Персии, Османской империи, Китая. Турки, вернее турецкие армяне-христиане, стали производить пояса специально под вкусы польской шляхты. Просто на Востоке пояса закручивали в жгут, а в Речи Посполитой их любили складывать по длине и аккуратно выкладывать вокруг талии. Идея производить пояса у себя (чем не импортозамещение?) родилась в начале XVIII века. Так на белорусских землях возникает мануфактура-персиярня в Несвиже. Там слуцкие пояса впервые были изготовлены в 1758 году. Специально для этого в Несвиж из Украины приехал ткач Ян Можарский. Навыки переняли местные умельцы – и вскоре мануфактуры по изготовлению поясов появились в Слуцке. За основу были взяты персидские и иранские образцы, но с добавлением местных мотивов – васильков, других цветочков. Позже князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька свою мануфактуру перенес из Несвижа в Слуцк. Вот, собственно, с этого и начинается история самых знаменитых не только в Беларуси поясов. Правда, чтобы открыть мануфактуру, пришлось нарушить множество законов, ведь вывозить восточные станки, к примеру магелы, из Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Но кого это остановит, если пояс - свидетельство не только богатства, но и благородного происхождения. Бедная шляхта носила сэконд-хэнд Поскольку носить дорогие шелковые пояса имела право только шляхта, не носить пояс шляхтич просто не мог. Пределом мечтаний был, естественно, литой пояс, который ткали из золотых и серебряных нитей- поэтому в разные времена пояса просто жгли, чтобы добыть драгоценный металл.. Но стоил он очень дорого, сохранились сведения, что стоимость его могла равняться стоимость двух породистых коней. Дешевле был полулитой пояс, в нем золотые или серебряные нити добавлялись к шелковым. Простой пояс ткался только из шелковых нитей. Ну, а самые бедные, но гордые шляхтичи могли носить и бэушные пояса, которые привозили с Востока. Они были подлатаны, выстираны и отглажены. Но это были пояса! Некоторые удивляются, как их можно было носить, ведь пояса довольно широкие(и длинные- до 6 метров) – около 30-40 сантиметров– дело в том, что пояс складывался вдвое и имел 4 грани – на 4 случая жизни: свадьба, похороны, торжество и повседневная носка. Магнат переворачивал его в зависимости от случая. КСТАТИ Сколько стоит слуцкий пояс сегодня, точно не скажет ни один эксперт. Кто-то называет сумму в 300 тысяч долларов, а недавно один из польских музеев купил слуцкий пояс всего за три с половиной тысячи долларов - просто его хозяин хотел, чтобы семейная реликвия оказалась именно в этом музее. ФАКТЫ Слуцкие пояса использовали в качестве кошельков. Перед тем как его повязать, пояс складывали по длине вдвое. В такой своеобразный карман и складывали деньги. Пояса выпускала не только слуцкая мануфактура-персиярня. Но даже во Франции в Лионе пояса делали «по типу слуцких» и даже ставили слуцкую метку. Пояс - исключительно мужская забава. Ткали его только мужчины, причем в одиночку с такой работой справиться было нельзя. Самый искусный мастер ткал голову. Носили их тоже только мужчины-аристократы. И даже надевать их помогали тоже только мужчины. Ходило поверье, что если женская рука коснется драгоценных нитей, ткань потускнеет и пояс можно будет сразу выбросить. Но такие «забабоны», скорее всего, объясняются восточной традицией. Самый знаменитый мастер Ян Можарский, работавший у Радзивилла на Слуцкой мануфактуре, стал выпускать 4-лицевые пояса (каждая из лицевых сторон имела два самостоятельных рисунка). Такой пояс можно было носить с четырьмя разными одеждами по разным поводам - торжественной, будничной или скорбной. Пояс состоял из средника, головы (красивого орнаментального рисунка на конце пояса) и бахромы, которую стали пришивать только для польской шляхты, на Востоке пояса шили с голыми концами. После восстания Костюшко был запрещен шляхетский костюм. С этого времени начинается закат мануфактур-персиярен. Война 1812 года нанесла окончательный удар по производству поясов, Доминик Радзивилл выступил на стороне Наполеона, и после победы России его имения были разграблены. Известно, что последние два пояса были изготовлены в 1842 году, для чего понадобилось заново запускать станки. Судьба этих поясов сегодня неизвестна. А КАК СЕЙЧАС Пояса пропали в 1941-м, остались только фрагменты, которые хранятся в национальном художественном музее Беларуси. Целые слуцкие пояса хранятся в российском Государственном историческом музее. За сохранившиеся в России экземпляры белорусские музейщики готовы предложить Евангелие, на котором по преданию венчался Пушкин Сколько слуцких поясов сегодня есть в Беларуси, точно не назовет ни один специалист. Говорят, что около десяти. Целых еще меньше, в основном фрагменты. Наверняка до сих пор хранятся пояса в некоторых костелах, ведь из них с конца XVIII века шили орнаты для священнослужителей. Есть они и в частных коллекциях, но владельцы не афишируют свои ценности. Самая драматичная судьба у пропавшей во время войны из Государственной картинной галереи (нынешний Художественный музей) коллекции слуцких поясов из Несвижского замка. 32 пояса были переданы галерее после того, как замок в 1939 году оказался на советской территории и его ценности были национализированы. До войны в 1940 году пояса успели свозить в Москву на Декаду белорусского искусства. Из столицы коллекция вернулась в Минск, даже составить каталог поясов сотрудники галереи успели. Считается, что пропали пояса в 1941 году, когда Минск был захвачен фашистами. Очевидцы утверждали, что коллекция была вывезена в первые дни войны в Кенигсберг вместе с собранием икон. - Надеемся, что пояса уцелели, - признается заведующая отделом древнебелорусского искусства Художественного музея Елена КАРПЕНКО. - Вполне возможно, что после войны они попали в один из музеев России или Украины. Музейщиками передали 23 фотографии поясов До недавнего времени нынешние сотрудники музея даже не представляли, как выглядели пропавшие пояса - ведь никаких сведений о них не сохранилось. Но несколько лет назад в музей искусствоведом Ольгой Лобачевской были переданы 23 фотографии с изображениями поясов. Оказалось, сделаны они были во время той самой Декады белорусского искусства в Москве и несколько десятилетий хранились в архиве НИИ художественной промышленности. Благодаря находке музей смог начать поиск коллекции поясов через Информационное подразделение имени Николааса Витсена в Санкт-Петербурге, в котором есть Регистр пропавших культурных ценностей. Сейчас в этом регистре - больше 100 тысяч предметов, пропавших в годы Второй мировой воны и послевоенные годы. Вернуть нельзя, обменять можно В Беларуси слуцких поясов меньше, чем в России, Польше, Литве. Надеяться на то, что соседи подарят нам белорусские реликвии, не приходится. Единственный реальный путь - попытаться выменять пояса на ценности, которые могут заинтересовать, к примеру, российских музейщиков. Директор Художественного музея Владимир ПРОКОПЦОВ предположил, что такой ценностью может стать живопись Шишкина, которая есть в нашем музее. Соблазниться россияне могут и тургеневской библиотекой, и Евангелием, на котором венчался Пушкин. Но пока с белорусской стороны никто не сделал таких предложений…

larisa kozak: Даша,спасибочки,уважила

Дарья Михалёнок: ...а как же без примеров..... Фрагмент пояса с бахромой, сделанной из золотых ниток. Турецкие и персидские пояса обходились без этого украшения, — либо роль бахромы выполняли выступающие нити основы. Зато к слуцким поясам всегда пришивали богатую бахрому.

Дарья Михалёнок: Слуцкие пояса типа «китайское облачко».

Дарья Михалёнок: Порой слуцкий пояс вертикально вшивался в одежду священника — орнат. Перед Вами — вшитый пояс с декором типа «расцветающие пни»:

Дарья Михалёнок: Реконструкция шляхетской одежды XVIII века. Костюм кавалера ордена «Белого орла»:

Rassvet: Лариса!Свадьба высший класс! Дарья Михаленок,очень красиво и интересно.

к-б "ПРОСТОР": Rassvet пишет: Дарья Михаленок,очень красиво и интересно. Присоединяюсь! Очень и очень

константинh: Очень красиво и познавательно.Спасибо!

larisa kozak: Даша, тебе в помощь -то,что было в прошлом году у Вас в музее на экспозиции

larisa kozak:

larisa kozak:

larisa kozak: Даша,надо будет выставить видеоролик,когда разворачивали вот этот слуцкий пояс-длина 6 метров

сары тау: larisa kozak пишет: А сейчас я покажу Вам серию свадебных фотографий в национальных традициях шляхты,Лариса, Свадьба потресающая!!! У моих друзей - Клуб исторической реконструкции- смотрели вместе, особое внимание костюмам, произвело большое впечатление свадебное шествие и его музыкальное сопровождение, особо разглядывали молодого человека с волынками... Вот это - СВАДЬБА!

larisa kozak: В мае постараюсь показать вторую,очень интересную

Natalya Grebetskaya: константинh пишет: красиво и познавательно.Спасибо

Никонов Денис: Очень понравились Лариса свадебные фотографии вашей племянницы,поразительно красиво и душевно

хмельная: Лариса, прекрасные традиции в прекрасном воплощении

Дубрава: О свадьбе - даже гости в костюмах! Вот это да!!! О поясах... После того, как их выставили в Национальном Художественном музее, было много публикаций в прессе о них, интересно, кое-что тоже собрала. Но все это Даша написала, очень интересно. Шла смотреть на них в музей с трепетом...

larisa kozak: У меня большая коллекция современной сельской вышивки,собранная в разных регионах Беларуси,я постепенно представлю все Вам. Вышивка-Минская область,Солигорский район,деревня Челонец,мастер Чечуро Мария Александровна ,21 век-ткань-нейлон,вышивка гладью,данный рушник предназначен для свадьбы

larisa kozak: фотографии без обработки,чтобы смогли увидать естественный цвет

Никонов Денис: Классная вещь, попробуйте сфотографировать её в контражуре то есть на просвет.Интересно как будет смотреться, нейлон он же почти прозрачный.

larisa kozak: рушник для иконы

larisa kozak: вышивка гладью,фотографировала на диване с черной обивкой,поэтому белая ткань смотрится не очень хорошо

larisa kozak: Никонов Денис пишет: попробуйте сфотографировать её в контражуре Денис,после 26 апреля,сейчас технически нет возможности,я не в Минске

Дима: Нет слов, всё очень красиво:)

Marina Terentjeva: С большим интересом просмотрела ! Такая свадьба запомнится навсегда

larisa kozak: Представляю Вашему вниманию современный белорусский сценический костюм

Дубрава: Ну не красота ли!!! Просто "улет" творческой мысли!

larisa kozak: Дубрава пишет: "улет" творческой мысли если честно ,эта фотография у меня называется"Заметила",предназначалась для другой темы,но так как сценический народный костюм ,я ее выставила в эту тему

Дарья Михалёнок: Итак.. настала пора рассказывать о народные праздники речь пойдёт о Масленице - одном из самых весёлых и красивых торжеств славян Материал буду выставлять постепенно, поскольку его много Масленица - праздник языческий и очень древний. Продолжается он ровно неделю, которая так и называется - масленичная или сырная. Но как бы не "бегала" дата праздника, эта неделя всегда заканчивается перед семинедельным Великим постом, во время которого христианская церковь строго запрещает всякие игры и веселья. Поэтому на Масленицу верующий белорусский народ отрывался по полной. Как уже было сказано выше, Масленица - праздник древний, поэтому до нас он дошел в трансформированном и чуточку искаженном виде. Многие традиции были безвозвратно утеряны. Например, в дохристианские времена Масленица растягивалась почти на месяц. Неплохая традиция, не правда ли? Если учесть, то, что во время этого уже весеннего праздника работать не рекомендовалось. Масленица - это праздник не только белорусов, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных город и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор. Кроме перечисленных поводов для празднования Масленицы, существуют ещё два: наступление Нового года (да, да!) и весеннее солнцестояние. Всему есть вполне логичное объяснение. Древний человек, будучи по натуре своей, да и по философии, существом недоверчивым и боязливым, боялся и не верил, что тепло наконец-то наступит. Хотя, из года в год солнце повторяло свой привычный круг. Но древний человек этого не знал! Он, наверное, подумал и решил, что просто встречать весну- это не солидно. А солнцестояние? Оно же означает возвращение солнца "навсегда", ведь день-то становиться длиннее и теплее. Значит, наступает Новый год. Ведь это совершенно естественно, когда Новый год наступает с пробуждением всего живого. Вообщем, всё получилось размашисто, красиво, нескромно, но со вкусом. Празднование Масленицы с давних времён на белорусских землях проходило очень весело, шумно и подвижно. В сущности, и сейчас проходит. В городах - после долгого перерыва, в деревнях - продолжая древние традиции.

Тихонова Татьяна: Дарья Михалёнок Дарья, спасибо. Очень интересно.

Дарья Михалёнок: Игры, забавы, потехи проходили в основном на улицах, открытых площадках, городских площадях, берегах рек. Везде, где можно было развернуться. Однако люди высыпали на улицы не для того лишь, чтобы мороз беспрепятственно щипал за щёки, нос и пятки. Нет, вовсе не для того. Просто, так люди приветствовали приход долгожданного тепла. Предполагали, что на открытом пространстве незримо присутствуют Духи. В них люди верили, им преклонялись, их, в конце концов, боялись. Своими действиями человек высказывал добрым духам свою приверженность. Он благодарил их за долгожданное тепло и за то, что они дали ему возможность дожить до Масленицы и до Нового года. Новый год, солнцестояние, переход зимы в весну - это ещё не все причины, чтобы мы могли в полной мере наслаждаться Масленицей. Древний человек и тут незримо посмеивается над нами и, в душе хихикая, гордиться своей выдумкой. Ученые-фольклористы отмечают, что Масленица, помимо всего, могла отмечаться в честь бога Велеса, который был несменным охранником животных очень долгое. Считалось, что он на протяжении года бережет стадо, даёт ему силы пережить долгую и холодную зиму, хлопочет о его пополнении. Люди же в свою очередь должны как-то отблагодарить Бога за служение всему роду человеческому. Но как показать, что ты от всей своей огромной души говоришь ему: "Спасибо!"? Выход был найден - древний человек выходил на улицу, громко смеялся, пел и танцевал. Верили, что Богу очень приятно видеть человеческие тела, извивающиеся в немыслимых плясках. Со временем танцы стали спокойнее, обряды - цивилизованнее. Никаких кровавых жертвоприношений, никаких убийств в честь Богов. Хотя, думаю, Велес, этого и не одобрил.

Дарья Михалёнок: Масленица — самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас — обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно. Ведь Масленица — это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. С этого времени начинали праздновать "малую Масленку". Ребята группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В воскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости. И поскольку в масленичную неделю не ели мясо, последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать мясо". Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.

Дарья Михалёнок: Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Среда — «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков. Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает. Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины. Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу - значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".

Дарья Михалёнок: На масленичной неделе не ели мясо. (Хотя и был Мясоед - небольшой период между постами, когда разрешалось пожёвывать мясо и запивать его вином). Почему так - в сущности, тяжело дать ответ. Можно предположить, что, предпочитая молочные блюда, люди тем самым выражали свою благодарность Велесу. Может быть, в запасах крестьян к тому времени мясом уже и не пахло (может, и пахло, но слабо). Чтобы скрыть это, повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. Хотя, думаю, что соседи брали блины только из вежливости. На столе появлялись также различные сыры, масла, творога, так что - да здравствует кисломолочная еда! Большое распространение на территории нашей (и не только) страны получил обряд, который мы условно назовем колодкой. Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись "в девках" и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее. Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине. Выглядело это примерно так. Собиралась группка наиболее весёлых и смешливых парней. К палке с двух концов привязывалась верёвка. Один из парней запрягался в эту импровизированную упряжку и тянулся по улице. Весёла бравада со смехом и песнями шли к дому жертвы. Подойдя к воротам, компания останавливалась и требовала выкуп за палку - пела, улюлюкала, кричала. Девушка выходила во двор, приглашала парней в дом, поила и кормила. Так они обходили всё село или деревню. Не остановиться с колодкой перед домом, где есть взрослая незамужняя девушка, считалось большой обидой для неё... На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: "Первый блин комом", т.е. первый блин не едят.

larisa kozak: Даша,уж слишком аппетитная тема, прямо жуть

Дарья Михалёнок: это уж точно! продолжаю тему традиций и обрядов масленицы.... В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Потом коня выпрягали и внимательно присматривались к нему - если он легко бежит, то в хозяйстве появился хороший помощник, если животное еле плелось - то таких коней дальше даже не воспитывали. Объезд коня имел помимо основного назначения - поверить животное на выносливость - ещё и дополнительные значения. Так, например катание на коне вокруг деревни благоприятствовало разгону злых духов, чему очень помогал звон новых колокольчиков. А ветер, который обвевал человека во время быстрой езды, должен был избавить его от всех болезней. В четверг обязательно вешали качели, чтобы "пагушкацца". На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: "Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны". Молодежь даже устраивала соревнования между собой - кто "дакранецца да неба". Наверное, они всё-таки думали не о льне в эти моменты. Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов - ведь солнце - это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд "разуванне маладой", активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку (вот вам и продолжение жизни): Вынесь нам, маладая Маня, Белы сыр, белы сыр, Будзе у цябе, маладая маня, Першы чын, першы сын, Вынесь нам, маладая Маня, Ды мачку, ды мачку, І народзіш, младая Маня, Ты дачку, ты дачку. или по-другому: Маладая ты, Марутка, Выйдзі, выйдзі к нам на вулку! У нас на вуліцы дзевак многа, Дзевак многа і рабят. Вазьмі сыра - родзіш сына, Вазьмі мачку - родзіш дачку После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями. Проставлялся, короче. И это только за песню. Представляю, если бы они станцевали. Наверное, пришлось бы снимать весь кабак. "А мы Масленіцу пракацілі". Главным обрядом или ритуалом сырной недели было сожжение чучела Масленки или Масленицы, которое олицетворяло собой всё самое плохое и темное. Возникновение такого обряда можно с уверенностью отнести к языческой традиции, как и всю сырную неделю. Ведь еще с дохристианских времен и на протяжении нескольких веков у белорусов сохранялся обычай жечь костры, а в них уничтожать изношенную одежду, старую обувь, одеяния больных и разные ненужные вещи. Вспомним чудный летний праздник - Купалле, когда жгут колесо, перепрыгивают через костёр. Это всё из той же оперы. На Масленицу жгли всего лишь соломенное чучело. Может, раньше было по-другому, но до нас это всё не дошло, а жаль. Может, на Масленицу гадали, может, делали что-то мистическое и интересное. Но на то оно и мистическое и таинственное, чтобы об этом никто не знал. Поэтому теряться в догадках - бессмысленно. Просто, с Новым годом! (так весь год и будем отмечать!)

Дарья Михалёнок: Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, поспособствовать холостой молодежи найти себе пару. Костромичи, например, "выборанивали девок" — таскали борону вдоль домов, чтобы девушкам легче было выйти замуж. Последнее воскресенье Масленицы — заговенье, это был последний день, когда разрешалось употреблять спиртное. К этому времени был приурочен и широко известный в Белоруссии и на Украине обычай — "колодки". Замужние женщины шли в дом, с хозяевами которого были в дружеских отношениях, и привязывали взрослым, но незамужним детям к ногам "колодки" — небольшие палки в наказание за то, что они не вступили в брак накануне поста (в период "мясоеда"). А пока те должны были "откупиться" праздничным угощением.

Дарья Михалёнок: Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками-жавоpонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу"). Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми. Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы. А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). "Судаpыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Судаpыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе. Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов масленицы" состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской "Масленице" соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, "проводами" которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России "проводы масленицы" сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.



полная версия страницы